Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 441 Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в старшей группе. Тема: «Городецкая роспись»

Опубликовано 24.11.2015

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в   старшей группе

Тема: «Городецкая роспись»

 

Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»

Стрынадко Оксана Евгеньевна

 

г.Стародуб 2014г.

Цель: Вызвать у участников мастер-класса интерес к народному художественному промыслу Городец и желание развивать свой творческий потенциал и технические навыки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Материалы: для воспитателя: образцы узоров и последовательности рисования купавки; ноутбук, медиапроектор, экран; для детей – тонированные под дерево листы бумаги, шаблоны разделочных досок, вырезанные избумаги и тонированные под дерево,гуашь красного и белого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра для смешивания красок.

Ход:

Уважаемые коллеги!

Сегодня, современному педагогу, для реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семеновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей ребенка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне…

Цель: Вызвать у участников мастер-класса интерес к народному художественному промыслу Городец и желание развивать свой творческий потенциал и технические навыки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

В соответствии с ФГОС образовательная деятельность должна строиться на адекватных формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Давайте поиграем.

Для проведения мастер-класса мне необходима помощь 4 человек.

 

Вокруг себя вы повернитесь, и в деток дружно превратитесь.

- Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров.

( На экране – презентация)

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

Все эти предметы расписывались  различными узорами.

Мастера и художники используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка)

Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины.

И обязательно мастера украшали изображение яркими сказочными цветами – розанами и купавками. Получался веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры.

 

Утонул в лесах зеленых

 

Город – сказка – Городец

 

В нем открыт для всех друзей

 

Замечательный музей.

 

Тут и блюда расписные

 

Что известны в целом мире

 

Поставцы и сундучки

 

Коромысла с ведрами,

 

Доски яркие, цветные

 

И солонки расписные.

 

 

Розы, травки и купавы

 

Вырастают из-под рук

 

Взглянешь – и полюбишь сразу

 

И изделия и краски

 

Словно взятые из сказки.

 

- Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)

-Что рисуют городецкие мастера на предметах быта?(Дети вслед за воспитателем находят коня, птиц, листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

Поиграем: «Я буду показывать вам картинки. Если на картинке городецкая роспись, тогда хлопайте в ладоши, если какая-то другая, то топайте ногами»

- Из какого материала все эти изделия? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву.

- Какие краски используют мастера городецкой росписи? (зеленая, оттенки красной, оттенки синей, желтая, белая, черная).

Ребята, а вы хотите стать мастерами-художниками? Проходите в нашу мастерскую.

Городецкие узоры

 

Сколько радости для глаз

 

Подрастают мастерицы

 

Может быть и среди нас.

 

( Дети подходят к столу №4 с заготовками разделочных досок)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева, как и ваши листочки.

На столах вы видите заготовки разделочных досок. Но узор на них не завершен. Чего –то не хватает. Мы постараемся украсить их,

Загадка: Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).  (Показать рисунок)

Попробуем ее нарисовать?

Какие цвета мы будем использовать? Чтобы нарисовать купавку надо нарисовать несколько этапов. Пройдемте к первому столу.

Первый этап: подмалевок. Этот этап мы обозначим розовым цветом

Сначала нужно нарисовать круг любого цвета - подмалевок. Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?

Дети: Розовых

 

Воспитатель: Что же нам делать?

 

Дети: Надо смешать краски.

 

Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?

 

Дети: В белую краску добавить немного красной.

(работа с палитрой,  повторить правила работы кисточкой)

Чтобы наш круг превратился в красивый цветок мы переходим ко второму этапу.

Второй этап- Теневка

Наши подмалевки высохли. Кисточки тонкие.

На вершине этого цветка нужно нарисовать небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку).

Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима

 

Дальше мы начинаем прорисовывать лепестки  нашей купавки

Рисуем лепестки – дужки. Начинаем с центрального лепестка (по центру серпика) и симметрично дорисовываем остальные лепестки. Этот этап мы обозначаем красным цветом

 

Физминутка «Цветочек»

 

Последний этап– Оживка. Краска высохла и у вас на столе –белая краска

Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую оживку.

Этот этап мы обозначаем белым цветом

 

Вот и получилась у нас нарядная купавка. Какие три этапа прошли, чтобы нарисовать этот цветок?

А теперь подойдем к нашим доскам и распишем их, поместим нашу красавицу купавку и дополним узор

- Какие чудесные работы у вас получились!

Рисовали мы цветы

 

Небывалой красоты.

 

Красоты той нет конца

 

Это всё для Городца.

 

- Теперь, мои юные мастера, я прошу вас протянуть руки над вашей работой и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились»

Рефлексия.

-Что мы сегодня рисовали?

- Какие цвета использовали в 1м этапе? Во втором? В третьем?

- На сырую или на сухую краску наносится оживка.

Мы прошли много этапов,нарисовали красивые купавки. Я думаю, что полученные сегодня знания вам еще пригодятся.

Выставка работ.

Вокруг себя вы повернитесь, и в педагогов превратитесь.

Спасибо всем за участие.