Конспект НОД
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Декоративное рисование
в старшей группе
Тема: «Городецкая роспись»
Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»
Стрынадко Оксана Евгеньевна
г.Стародуб 2014г.
Цель: Вызвать у участников мастер-класса интерес к народному художественному промыслу Городец и желание развивать свой творческий потенциал и технические навыки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Материалы: для воспитателя: образцы узоров и последовательности рисования купавки; ноутбук, медиапроектор, экран; для детей – тонированные под дерево листы бумаги, шаблоны разделочных досок, вырезанные избумаги и тонированные под дерево,гуашь красного и белого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра для смешивания красок.
Ход:
Уважаемые коллеги!
Сегодня, современному педагогу, для реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семеновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей ребенка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне…
Цель: Вызвать у участников мастер-класса интерес к народному художественному промыслу Городец и желание развивать свой творческий потенциал и технические навыки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
В соответствии с ФГОС образовательная деятельность должна строиться на адекватных формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Давайте поиграем.
Для проведения мастер-класса мне необходима помощь 4 человек.
Вокруг себя вы повернитесь, и в деток дружно превратитесь.
- Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров.
( На экране – презентация)
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.
Все эти предметы расписывались различными узорами.
Мастера и художники используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка)
Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины.
И обязательно мастера украшали изображение яркими сказочными цветами – розанами и купавками. Получался веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры.
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия и краски
Словно взятые из сказки.
- Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)
-Что рисуют городецкие мастера на предметах быта?(Дети вслед за воспитателем находят коня, птиц, листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)
Поиграем: «Я буду показывать вам картинки. Если на картинке городецкая роспись, тогда хлопайте в ладоши, если какая-то другая, то топайте ногами»
- Из какого материала все эти изделия? (из дерева)
Да, городецкая роспись выполняется только по дереву.
- Какие краски используют мастера городецкой росписи? (зеленая, оттенки красной, оттенки синей, желтая, белая, черная).
Ребята, а вы хотите стать мастерами-художниками? Проходите в нашу мастерскую.
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
( Дети подходят к столу №4 с заготовками разделочных досок)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева, как и ваши листочки.
На столах вы видите заготовки разделочных досок. Но узор на них не завершен. Чего –то не хватает. Мы постараемся украсить их,
Загадка: Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка). (Показать рисунок)
Попробуем ее нарисовать?
Какие цвета мы будем использовать? Чтобы нарисовать купавку надо нарисовать несколько этапов. Пройдемте к первому столу.
Первый этап: подмалевок. Этот этап мы обозначим розовым цветом
Сначала нужно нарисовать круг любого цвета - подмалевок. Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?
Дети: Розовых
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо смешать краски.
Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: В белую краску добавить немного красной.
(работа с палитрой, повторить правила работы кисточкой)
Чтобы наш круг превратился в красивый цветок мы переходим ко второму этапу.
Второй этап- Теневка
Наши подмалевки высохли. Кисточки тонкие.
На вершине этого цветка нужно нарисовать небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку).
Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима
Дальше мы начинаем прорисовывать лепестки нашей купавки
Рисуем лепестки – дужки. Начинаем с центрального лепестка (по центру серпика) и симметрично дорисовываем остальные лепестки. Этот этап мы обозначаем красным цветом
Физминутка «Цветочек»
Последний этап– Оживка. Краска высохла и у вас на столе –белая краска
Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую оживку.
Этот этап мы обозначаем белым цветом
Вот и получилась у нас нарядная купавка. Какие три этапа прошли, чтобы нарисовать этот цветок?
А теперь подойдем к нашим доскам и распишем их, поместим нашу красавицу купавку и дополним узор
- Какие чудесные работы у вас получились!
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
- Теперь, мои юные мастера, я прошу вас протянуть руки над вашей работой и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились»
Рефлексия.
-Что мы сегодня рисовали?
- Какие цвета использовали в 1м этапе? Во втором? В третьем?
- На сырую или на сухую краску наносится оживка.
Мы прошли много этапов,нарисовали красивые купавки. Я думаю, что полученные сегодня знания вам еще пригодятся.
Выставка работ.
Вокруг себя вы повернитесь, и в педагогов превратитесь.
Спасибо всем за участие.