МБДОУ «Детский сад №4 «Чэчир» с. Намцы
МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) РФ»
Лилия Михайловна Ядрихинская
«ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ »
Развивающие дидактические игры с использованием
кубики Б.Никитина и кольца Р.Луллия
2015г.
Пояснительная записка
Данные развивающие игры составлены в помощь воспитателям всех групп детского сада. Предлагается примерные варианты дидактических игр. По усмотрению воспитателя в них могут быть внесены изменения и дополнения с учетом уровня умений и навыков детей конкретной группы.
За основание своей работы использовала изобретения Раймонда Луллия (XIIIв., Франция), которая получила название «Кольца Луллия» и методикой Бориса Никитина кубики «Сложи Узор». Дети, играя - развивают связную речь, они учатся пересказывать, сочинять сказки. Как национально - региональный компонент, я включила якутские сказки и якутские орнаменты.
Данные развивающие дидактические игры успешно влияют формирование личности ребенка, развивают его воображение, фантазию, побуждают стремлению к творчеству, а так же развивают связную речь, где формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКИ Б.НИКИТИНА
ЯКУТСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«СТАРУШКА БЭЙБЭРИКЭЭН С ПЯТЬЮ КОРОВАМИ»
ЦЕЛЬ:
Развитие восприятия, памяти, воображения. Развитие связной речи.
МАТЕРИАЛ:
16 кубиков размером 3 см. Грани кубов имеют определенную раскраску: передняя грань у него – белая, задняя – желтая, правая синняя, левая – красная, вкерхняя – желто – синяя, нижняя – красно – белая. Карточки с сложенными узорами
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
- Сначала читаем детям якутскую народную сказку «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»
Жила – была старушка Бэйбэрикээн, и было у нее 5 коров. Пошла однажды старушка в лес искать своих коров, там, на поляне она увидела цветок Сардаану. Выкопала с корнями цветок и принесла домой. Цветок превратился в прекрасную девушку. Старушка Бэйбэрикээн очень обрадовалась, увидев девушку, так как у нее не было детей, и назвала девушку Сардаана Куо. Девушка была трудолюбивая, помогала старушке. Однажды к старушке Бэйбэрикээ зашел погостить юноша, якутский богатырь по имени Хаардьыт Бэргээн. Увидев девушку, он влюбился и увез ее домой верхом на лошаде. По дороге юноша решил поохотиться и велел девушке Сардаане - Куо свернуть на перекрестке дорог в правую сторону, где весит шкура медведя. Девушка забыла, в какую сторону должна была свернуть и поехала не по той дороге. На встречу к Сардаане Куо выбежала злая колдунья, она усыпила девушку и взяла облик Сардааны - Куо. Юноша Хаардьыт Бэргэн догнал мнимую девушку, и не в чем, не подозревая, он сыграл с ней свадьбу. Но вскоре узнал юноша, что это девушка злая колдунья и прогнал ее. Пошел юноша снова к старушке Бэйбэрикээн и нашел ту самую Сардаану - Куо. Жили они счастливо и долго.
2. Затем знакомим детей с гранями кубов. Предлагаем детям самостоятельно выложить грани кубиков по определенным раскраскам, используя карточки с узором.
3. Придумывание сказки с использованием кубиков Б.Никитина