Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка»
Проект
«Познавательно-исследовательская деятельность:
Веселая пуговичка»
Автор проекта:
Воспитатель Мешина И.В.
Коченево-2015
Вы можете стать кем угодно,
И никто не заметит этого.
Но если у вас отсутствует пуговица,
Каждый обратит на это внимание.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, муз. руководитель.
Руководитель проекта: старший воспитатель Н.Н. Осипова
Автор проекта: воспитатель Инна Витальевна Мешина.
Проблема: низкий уровень развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.
Объект исследования: пуговица.
Актуальность:
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много необычного. Научив дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. В ходе исследовательской деятельности дети приобретают навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации.
Цель: расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческим способностям;
- Поддерживать стремление старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
- Поощрять самостоятельное применение детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
- Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику;
- Формировать представление о многообразии видов пуговиц;
- Знакомить детей с различными способами пришивания пуговиц.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда во время проекта: групповое помещение, музыкальный зал, пуговицы, клей, картон, карандаши, альбомные листы, презентация, проектор.
Способы мотивации детей к деятельности
- Создание игровой проблемной ситуации
- Сюрпризные моменты
- Проблемные вопросы
- Обращение к опыту детей
- Использование сказочных персонажей:
v Данила-мастер, Марья-искусница,которые знакомят детей со свойствами и качествами различных материалов, рассказывают истории возникновения предметов ближайшего окружения в проекте «Веселая пуговка»;
- Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно «Игры с Данилой-мастером», «Истории предметов»
Схема реализации проекта
1й этап – разработка проекта
- довести до участников проекта важность данной проблемы;
- подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
- выявить представления детей о пуговицах;
- составить конспекты занятий, подобрать игры;
2й этап – выполнение проекта
- Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
- Продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование.
- Познавательно- исследовательская деятельность: рассматривание пуговиц под лупой, знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых изготовлены пуговицы.
- Коммуникативная деятельность: составление описательных рассказов о пуговицах, знакомство с пословицами и поговорками.
- Работа с родителями: беседы о важности данной проблемы, привлечение родителей к пополнению группового мини-музея.
3й этап - заключительный
- Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
- Сформировано стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческим способностям;
- Сформировано стремление старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
- Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики;
- Сформировано представление о многообразии видов пуговиц;
- Знание детьми различных способов пришивания пуговиц.
Реализация проекта.
1й этап:
Известные психологи и педагоги говорят о том, что знания ребенку не следует давать в готовом виде. Это означает, что
- Постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня (вечер) Чтение сказки о пуговке.
- Обращение к опыту детей. Постановка детской цели: Поможем пуговке собрать друзей.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице» Цель: выявить представления детей о пуговицах через модель 2-х вопросов.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Основные направления поиска: «Что означает слово пуговица?», «Чем люди пользовались до изобретения пуговиц», «Какими были первые пуговицы?», «Каких видов бывают пуговицы?», «Из каких материалов делают пуговицы?» «Как их можно использовать?»
2й этап:
Ищем ответы на поставленные вопросы. Были проведены мероприятия,с целью познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Поставлены следующие задачи: познакомить детей с историей изобретения пуговиц, рассказать об их видах, учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру, совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц. Развивать внимание, мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать самостоятельность.
Данные мероприятия проводились в «Русской избе» и русских народных костюмах, т.к. мы обращались к старине, и что помогло глубже вникнуть в проблему.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети рассматривали пуговицы, выделяя из какого материала они сделаны, каких бывают видов и размеров. Выкладывая различные узоры и предметы из пуговиц составляли небольшие рассказы о своих изображениях (Это домик. В нем живет зайчик. Но он ушел в гости и поэтому его не видно), (Жил-был злой дракон. У него было три головы. Если кто-то нападал на него и отрубал одну голову, то две другие помогали дракону, пока не вырастет новая голова.)
В ходе коммуникативной деятельности дети составляли рассказы о своих работах, описательные рассказы о пуговицах, знакомились с пословицами и поговорками, составляли загадки о пуговицах (Круглое, но не колесо),(Катится, но не круг), (Круглая, с дырочками, можно пришить.)
В совместной с педагогом и самостоятельной продуктивной деятельности дети придумывали и делали аппликации («Божья коровка», «Цветик-семицветик» и др.), рисовали придуманные ими пуговицы, мастерили бусы и браслеты, рамки для фотографий и т.д.
В ходе игровой деятельности с педагогом разучивали, а потом и самостоятельно играли в дидактические игры «Найди пару», «Пуговичное лото» и др. С целью развивать память, внимание, крупную и мелкую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю применялись упражнения для рук с пуговицами «Печатная машинка», «Шагающие пальчики», «Подбрось и поймай» и т.д.
Работа с родителями:
- Участие в сборе коллекции пуговиц.
- Изготовление поделок из пуговиц с детьми.
- Оформление мини-музея «Пуговка».
3й этап:
Итог работы:
- Выставка работ из пуговиц
- Мини-музей «Пуговка»
- Участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики»
Перспектива развития:
- пополнение коллекции пуговиц в мини-музее «Пуговка»,
- сюжетно-ролевая игра «Мы дизайнеры»,
- выступление на семинаре опорного детского сада,
- защита на категорию в 2015г.