Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 587 Сценарий образовательной ситуации в средней группе "Деревья и кустарники"

Опубликовано 11.02.2016

Кузнецова Марина Владимировна

МДОУ "Детский сад №185", г.Ярославль

  Сценарий образовательной ситуации в средней группе

 

Тип ОС: «Открытие нового знания»

Тема: «Деревья и кустарники»

Педагоги: Кузнецова М.В.

Основная цель: Формирование представлений у детей о деревьях и кустарниках, их различии.

     Задачи:

     Обучающие:

-         учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему, выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);

-закреплять названия деревьев и кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

    Развивающие:

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать целеустремлённость, умение преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели;

-продолжать развивать связную речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта);

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к миру растений;

-воспитывать желание помогать окружающим;

-воспитывать в детях уверенность в себе, бережное отношение к природе, к окружающим.

     Раздаточный материал:

     1.На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5,

     2.Карандаш

3.Билеты с кустарниками и деревьями Демонстрационный материал:

- схемы «Дерево», «Кустарник» (формат А4)

- предметные картинки деревьев и кустарников (формат А5).

- метки на стульях - деревья, кустарники

- коврики зеленые (2)- полянки

 Оборудование:

-группа, оформленная как весенний лес

-аудио запись: «Времена года»

     - маски зайцев, белок, лисы

     - 3 магнитные доски

     Предварительная работа:   знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказок, рассказов, наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

 

Сценарий итоговой образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию

 

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

ü Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

ü Обращение к личному опыту детей;

ü Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.

Воспитатель вводит под музыку детей в группу.

-  Ребята, к нам сегодня пришли гости, подойдите к ним, поздоровайтесь, скажите, как вас зовут, или просто улыбнитесь нашим гостям, друг другу и подарите всем хорошее настроение.

- А теперь, ребята, давайте подойдем ко мне и присядем на ковер.

- Послушайте загадку:

Тает снежок

Ожил лужок, день прибывает,

Когда это бывает? (весной)

- Скажите, ребята, как мы узнали, что наступила весна?

(Солнце пригревает, тает снег, прилетают птицы и т.д.)

- Весна кругом, солнышко светит, мне на природу хочется. А вам? (да, хочется)

- Вы любите бывать на природе? (любим)

-  А в весеннем лесу? (да, конечно)

- Тогда отправимся в весенний лес.

-Как хорошо, что пришла к нам весна.

Солнце светит теперь допоздна.

Птицы веселую песню поют,

     В сказочный лес за собой нас зовут!

Вбегает Буратино.

- Здравствуйте ребята! (дети здороваются)

- Как хорошо, что я вас застал, и вы не ушли без меня.

- А что случилось, Буратино?

Буратино делает вид, что что-то шепчет воспитателю.

- Ребята, оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним.

- Ребята, как вы считаете, надо помочь Буратино?( Да, иначе никто не будет с нимдружить, будут смеяться над ним)

-   Вы хотите ему помочь? (Да)

-   Как мы сможем помочь Буратино? (расскажем, спросим, узнаем)

-   Откуда узнаем? (мы можем прочитать в книге, узнать из передачи, спросить у кого-нибудь. Сможем, потому что мы знаем о деревьях, мы добрые и дружные)

   - Тогда давайте поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое - кустарником.

2. Актуализация знаний

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

ü Выполнять правила игры;

ü Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание,

ü Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.

 

 

 - Хорошо, ребята! Итак, как мы отправляемся в сказочный весенний лес и там могут происходить чудеса.

- Буратино, хочешь отправиться с нами в лес? (да)

- Ребята, но как же нам добраться до леса, ведь он находится далеко? ( на автобусе, самолёте, поезде, корабле. .)

- А что это тут у Буратино? Да это же билеты на поезд. Спасибо тебе, Буратино!

(раздаём ребятам билеты с изображением разных деревьев, кустарников)

-                     Ребята, внимательно поглядите на свои билеты и найдите в вагончиках поезда свои места.

-                     Все правильно сели, молодцы? (да)

-                      Отправляемся в путешествие в весенний лес. Будем работать руками и ногами и говорить «чух-чух».

-                     Вот мы и добрались до леса.

Как тут красиво, как много здесь растений, кустарников, деревьев! (картинки А4 разных деревьев и кустарников висят на доске).

Игра «Деревья и кустарники»

Давайте попробуем их расставить по группам: деревья к деревьям, а кустарники к кустарникам (на правую доску дети прикрепляют деревья, а на левую - кустарники).

Буратино при этом путает детей, подсказывая, что все маленькие растения - кустарники, а большие - деревья.

 

З.Затруднение в ситуации

 

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

ü  Создание ситуации затруднения в групповой деятельности;

ü   Самостоятельная фиксация затруднения в речи;

ü  Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

 

- Да, ребята, смотрю, что задание оказалось непростым и были допущены ошибки.

- Скажите, а в чем была сложность? (мы не знаем, чем отличается кустарник от дерева).

- Я правильно поняла, у вас возникло затруднение? (да)

- Кто же нам поможет? (ответы детей)

-Вспомните, пожалуйста, какая мудрая птица живет в лесу? (ответы детей).

 - Может она нам поможет, ведь в лесу нет ни книг, ни других людей (ответы детей).

- Ой, а вот и сова сидит. Давайте у нее спросим.

 

4. Открытие нового знания

 

Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Требования:

ü Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;

ü Фиксация нового знания в речи;

ü Создание ситуации успеха.

-  Здравствуй, тетушка сова.

-  Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали в наш весенний лес? (Нам нужно помочь Буратино)

-  А что случилось?

- Он не знает, чем отличается кустарник от дерева и все в школе смеются над ним.

-  Да, вопрос этот не простой, но я постараюсь вам помочь. Помню, где-то были у меня схемы, по которым можно определить, что является деревом, а что кустарником. (Сова ищет)

- Где же они? Ах, вот, нашла!

- Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? (Эта схема подходит дереву).

-  А как вы догадались? (Потому, что у дерева есть корни. один ствол и листья).

- Правильно! А какому растению подходит вторая схема? (Эта схема подходит кустарнику).

- Почему? (Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья).

- По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

- Ребята, как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья).

- А чем отличаются деревья и кустарники? (У дерева один ствол, а у кустарника много).

- Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

 

  5. Введение нового знания в систему знаний

Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач

 

 Требования:

ü Соответствие используемых игр и упражнений общей сюжетной линии;

ü Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

ü Индивидуальные затруднения в играх

ü Ситуация успеха в совместной деятельности.

- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. А теперь я хочу с вами поиграть.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- А теперь, ребята, поиграем с вами в игру «Кто где живет». Вы будете белочками и зайчиками, а я - лисой. Белочки ищут растения, на которых могут укрыться, а зайчики, под которыми могут спрятаться.

В ходе игры уточняется, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся под кустами. Одевают маски. По сигналу «Опасность - лиса!», белки бегут к деревьям, зайцы - к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса ловит.

-  Какие вы молодцы, ребята. А сможете отгадать загадки, которые мне задали в школе? (да, сможем)

 -Я не смог их отгадать, может у вас получится.

- Ну что же, давайте попробуем, ведь у нас есть подсказка - наши схемы. (Садятся на полянку).

 

Буратино:

      1.Он стоит высокий стройный.

      Лист на нем резной, узорный,

      Ветками качает он.

      Кто скажите это?..(клен)

     - Клен - это дерево или кустарник? (дерево)

     - Почему вы так думаете? (потому что у клена 1 ствол)

    -  Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? (Под схему «дерево»).

       2. На листочках там и тут

         Фиолетовый салют.

         Это в теплый майский день

          Распускается …(Сирень)

     - Это дерево или кустарник? Почему? (Кустарник, потому что у сирени много тонких стволов).

      3. У меня иголки

         Длиннее, чем у елки.

         Очень прямо я расту в высоту.

         Если я не на опушке,

        Ветки только на макушке. (Сосна)

       4.Я на розу так похож,

         Разве, что не так хорош.

         Но зато мои плоды

         Всем пригодны для еды. (Шиповник)

       5.Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит.

          И в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза)

       6. Под листом на каждой ветке

          Сидят маленькие детки.

         Тот, кто деток соберет,

         Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

- Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

- А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки.

- Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Подходят к столам.

- Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника)

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке - дерево или кустарник.

 

- А нам, ребята, пора возвращаться в группу. Садимся на поезд.

«Чух-чух» произносим, ножками и ручками работаем, сначала медленно (поезд разгоняется,) потом быстро и опять медленно (поезд останавливается). Вот мы и дома.

- Спасибо, вам, ребята. Теперь я точно не перепутаю, где дерево, а где кустарник. Но мне пора торопиться в школу. До свидания, друзья!

 

6. Итог

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволяли ее достичь.

Требования:

ü Организация анализа детской цели;

ü Фиксация детьми достижения «детской цели»;

ü Фиксация нового знания или способа действия в речи;

ü Определение выполнения взрослой цели;

ü Создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Дети и воспитатель присаживаются на ковер.

- Ребята, расскажите нашим гостям, где мы с вами побывали? (в

весеннем лесу)

- Зачем мы решили туда поехать? (чтобы помочь Буратино, объяснить: что такое кустарник и дерево)

- Вы смогли ему помочь? (да)

- Чему вы там научились? (узнали, что такое дерево и кустарник, чем они отличаются и чем похожи)

- Вам было трудно? (да/нет)

- Вам понравилось наше путешествие? (да/нет)

Я рада, что вы теперь научились отличать деревья от кустарников и сможете научить этому своих друзей.