Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 589 «Игра как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Опубликовано 13.02.2016

Андриянова Екатерина Валерьевна
ГБОУ Школа-интернат № 1 им.К.К.Грота

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

 

Игра как средство развития коммуникативных навыков у младших

 школьников с интеллектуальной недостаточностью

 

 

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она используется в целях всестороннего развития и воспитания, в формировании нравственной стороны личности и, конечно же, коррекционной работе.

         Игра выступает как деятельность, в которой формируются предпосылки к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь. Функциональность игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий, в которой порождаются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

         В игре существенно перестраивается поведение ребенка – оно становится произвольным, т.е. осуществляется в соответствии с образцом и контролируется  путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

         Игра имеет значение как для формирования дружного детского коллектива и самостоятельности, так и для формирования положительного отношения к труду и исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей.

         Игра наряду с общим влиянием на весь ход психического развития оказывает специфическое воздействие на развитие коммуникативных навыков.

         Коммуникативные навыки – это формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

 Младших школьников следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью и совершенствованию разговорной, обогащению

словарного запаса, совершенствованию звукопроизношения.

         На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие особенности личности, определяющие популярность ученика в классе: гуманность, как целостное личностное образование. Основными показателями гуманности являются направленность активности на содействие другому, чувство удовлетворения при успехе сверстника, коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность включает в себя эмоциональный компонент (отзывчивость, эмпатия, способность к сопереживанию), когнитивный компонент (способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведения), поведенческий компонент (способность к сотрудничеству, совместной деятельности, адекватность в общении).

         Выявленные в настоящее время пути коррекции межличностных отношений младших школьников представляют собой единую систему психолого-педагогического воздействия, в которой можно выделить ряд отдельных направлений работы.

         Одним из основных направлений коррекции межличностных отношений является применение групповой и коллективной форм организации совместной деятельности. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

         - пространственное и временное соприсутствие участников;

         - наличие единой цели, отвечающей общим интересам;

         - наличие системы организации и руководства;

         - разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели.

         Рядом ученых разработаны рекомендации по использованию различных по содержанию видов совместной деятельности как путей коррекции межличностных отношений в коллективе младших школьников. Современные исследователи данной проблемы предлагают использовать следующие виды коллективных игр:

  1. Коллективные творческие игры, в которые вовлекаются изолированные дети (Аникеева Н.П., Виноградова А.П., Матыцына И.Г.);
  2. Игровой тренинг, задачей которого является формирование ценностного отношения к себе и другим людям, создание ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет закреплять то позитивное, что в нем обнаружили одноклассники (Панфилова М.А., Фопель К., Марченкова В.А.);
  3. Игры-драматизации, в том числе народные (Ивочкина И.Е., Марченкова В.А., Сисякина И.И.);

4.    Игры-соревнования (Аникеева Н.П, Панфилова М.А. и др.).

В целом использование данной системы игр является средством удовлетворения социальных потребностей в общении, признании, формировании положительного отношения к себе и окружающим людям.

         Трудности в общении с окружающими людьми у детей с интеллектуальной недостаточностью связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

     Дети с нарушениями развития — это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т. д.

   Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (гюведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой (А. П. Растигеев)

    Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна. Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.

   Однако у детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость. Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке. Эти факты подтверждаются наблюдениями за воспитанниками нашего Центра. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для дошкольников затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом. Не дифференцированно воспринимается оценка себя окружающими.  Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.

   Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные, а также разрабатываются психокоррекционные сказкотерапевтические игры. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми данной категории.

   Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра — эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Как деятельность по овладению «умением уметь» она дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию детей и логично проецируется на достижение определенных педагогических целей. Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценирование эмоций и чувств. Реализуется способность ребенка быть собой и другим.

   По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О. С. Никольская, Л. А. Голоечиц, и др.), через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.

. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно и то, что сказка содержит простые образы животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

   По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная коррекционная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и научается справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

         С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

       Для процессуальной стороны игр характерны следующие моменты

• демонстрация вариантов правильного поведения;

• считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;

• возможность использования элементов соревнования (например, кто лучше изобразит, как Муха-Цокотуха испугалась, как гости веселились и т. п.);

• использование при необходимости механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка прикрепить фигурку к магнитной доске и т. п.).

Занятия содержат следующие компоненты

• организационно-деятельностный;

• эмоциональный (формирование эмоционально-ценностного отношения к миру);

• содержательный (познание социальных норм и пр.);

• компонент просоциального поведения (формирование помогающего поведения).

  Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

 Примеры игр на развитие коммуникативных навыков

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, воспитание вежливости и доброжелательного отношения друг к другу

     Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например, назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть и т.д.); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, сожалею, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, пока).

 Рассказ по кругу

  Цель: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

     Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако, она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнерах и неизвестных ситуациях общения. Например, воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день и…» его подхватывает следующий ребенок. Рассказ продолжается по кругу.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

  1. Два мальчика поссорились – помири их.
  2. Ты нашел на улице слабого замученного котенка – пожалей его.
  3. Дети играют, у одного ребенка нет игрушки – поделись с ним.
  4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощение, помириться с ним.
  5. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее и т.д.

 Подарки

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

     Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из них может подарить имениннику то, что могло бы его по настоящему обрадовать и, так или иначе охарактеризовать автора подарка. Выбирается «именинник», ему дается задание угадать автора подарка. Затем «именинник» выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой «подарок» каждый из них «подарит» имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список «подарков». Входит «именинник». Воспитатель называет первый из списка подарков и спрашивает «именинника», кто его может подарить. Далее называются по очереди все подарки.

 Игра «Пожалуйста»

Цель: выявить «честно ли поступает ребенок при самостоятельном выборе поведения; как поведут себя ребята при нарушении кем-то правил игры; как будут складываться их взаимоотношения.

     Ведущий дает разные команды. Они выполняются только в том случае, если сказано слово «пожалуйста». Ребенок, который неверно выполнил команду, сам, без указания взрослого, товарища должен выйти из игры.

 Почта

Цель: развивать диалогическую речь, фантазию, умение придумывать разнообразные задания для выкупа фантов, воспитывать дружелюбие.

     Игра начинается с переклички водящего с игроками.

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города…

- А что в городе делают?

      Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов.

     Те игроки, чьи фанты окажутся у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Ребята читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

   

Библиография

 

1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А.

Клиника интеллектуальных нарушений.

Учебник-Педагогическое общество России, 2009.

2. АникееваН.П.

Воспитание игрой, МИРОС, 2006

3. Аржанухина Е.К.

Подготовка учащихся коррекционной школы VIII вида к усвоению морфологических закономерностей языка , Саранск, 2006

4. Аржанухина Е.К.

Подготовка учащихся младших классов с ОНР к изучению темы «Состав слова» на логопедических занятиях

 Логопедия XXI век. Материалы симпозиума с международным участием. – СПб., 2006.

5. Аржанухина Е.К.

Условия развития речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллекта, 2008.

6. Аржанухина Е.К.

Развитие речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях полифункциональной интерактивной среды

Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды, 2008.

7. Артёмова Л.В.

Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, 2009

8. Бабкина Н.В.

Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития, Школьная Пресса, 2006

9. Ватажина А.А, Малинкин Н.С

Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью от 4 до 10 лет, Москва, 2007

10. Выготский Л.С.

Психология развития ребенка, 2004.

11. Гавриш С.В.

Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников

Детская психология «Ребенок в детском саду». №1 2003.