Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 "Машенька"
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель Козусь Анна Валерьевна
май 2015 г.
Как управлять сюжетно-ролевой игрой
Рассмотрим приёмы, с помощью которых можно повысить как эффективность самих сюжетно-ролевых игр, так и степень воздействия на развитие воспитанников. Задача воспитателя, проводящего сюжетно-ролевую игру, заключается в воздействии на эмоциональную сферу, обогащении детских игровых замыслов и обогащении впечатлений. Также необходимо по ходу игры обучать развёрнутым игровым действиям.
Важность и многообразие решаемых задач обуславливает множество тех приёмов, которые мы используем во время игр. Все приёмы можно условно классифицировать следующим образом. Приёмы:
- воздействующие на игровую деятельность;
- помогающие в осуществлении игровых замыслов;
- воспитывающие активность и целеустремлённость в играх;
- формирующие положительные эмоции участников игры;
Рассмотрим подробнее каждую группу приёмов.
1.1. Приёмы, воздействующие на игровую деятельность
- использование не только муляжей и моделей, но и различных предметов-заместителей; побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
- обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
- побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
- побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
- обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
1.2. Приёмы, помогающие в осуществлении игровых замыслов
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
- проведение экскурсий; беседы с детьми в ходе экскурсий;
- наблюдений за трудом взрослых, встречи с людьми разных профессий;
- игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
- изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
- рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
1.3. Приёмы, воспитывающие активность и целеустремлённость в играх
- показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;
- участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
- введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
- обучение планированию игры;
- беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
1.4. Приёмы, формирующие положительные эмоции участников игры
- показ детям новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
- создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;
- побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей;
- образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
- упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;
- подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;
- подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;
Вторая часть семинара-практикума посвящена обсуждению вопроса, какие профессиональные сюжеты обыгрываются, используемое игровое оборудование